Основные показатели готовности ребенка к школе
Как утверждают детские психологи, готовность ребенка к школе определяется отнюдь не объемом его знаний или наличием навыка чтения.
Одним из ключевых доказательств психологической готовности ребенка к школе является:
1. Умение соблюдать определенную инструкцию. Если вы просите ребенка что-то сделать, но он не слышит просьбу, или слышит только ее часть, значит пока он не может воспринимать инструкцию. Если же он понял, что вы хотите от него, но не собирается выполнять задание, это также является свидетельством того, что ребенку будет сложно учиться.
2. Умение спланировать свою работу. Выполнение любого задания имеет несколько этапов. Это и обдумывание предстоящей деятельности, и поиск решения той или иной задачи, и преодоление трудностей при достижении результата. Если у ребенка возникают сложности с самоорганизацией, значит в школе, особенно на первых порах, ему будет сложно.
3. Умение признать ошибку и самостоятельно исправить ее. Наконец, четвертым доказательством является умение сосредоточиться. Если малыш не может сфокусировать свое внимание даже на несколько минут, пожалуй, идти в первый класс ему рано.
Кроме того, ученик должен уметь находить контакт со своими сверстниками, чувствовать коллектив, действовать сообща ему на пользу. Без этих навыков первокласснику придется сложно. Впрочем, эти навыки у детей формируются довольно быстро.
Что должен знать и уметь ребенок к 1 классу
Должен ли ваш ребенок уметь читать и писать до школы? Специалисты говорят, что это не обязательно. Более того, в некоторых случаях самостоятельное обучение ребенка чтению и письму в раннем возрасте может ему даже навредить. Итак, что обязательно должен знать и уметь будущий первоклассник?
• знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи;
• знать времена года, названия месяцев, дней недели, различать цвета;
• считать до десяти;
• увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов;
• уметь сравнивать группы предметов: «больше, меньше или равно»;
• объединять предметы в группы по принципу родства;
• находить в группе предметов лишний;
• высказывать свое мнение, построив законченное предложение;
• иметь представление об окружающем мире: о профессиях, предметах живой и неживой природы, правилах поведения в общественных местах;
• иметь пространственные представления: право, лево, вверх, вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо;
• легко общаться с другими детьми;
• выполнять распоряжения старших.